В конце декабря в префектуре ЮАО состоялся брифинг для журналистов окружных и районных СМИ, посвященный внедрению дистанционного метода обучения детей-инвалидов, находящихся на надомном обучении. Правительство Москвы в рамках реализации «Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов в г. Москве на 2001–2003 годы» приняло решение о выделении бюджетных средств для оснащения семей детей-инвалидов компьютерной техникой. Префект Петр Павлович Бирюков сообщил, что всего в Южном округе 2194 ребенка-инвалида в возрасте от 6 до 18 лет, из них 216 обучаются на дому. В 2003 г. у 160 из них появится возможность освоить компьютер, овладеть навыками работы в сети Интернет и начать обучение школьным предметам по специальным программам. Необходимая компьютерная техника — а для оборудования каждого рабочего места требуется примерно 1,5 тыс долларов — уже приобретена, причем с учетом особенностей каждого ребенка. Каким образом это планируется сделать, рассказала начальник окружного управления образования Н.Г. Минько. Для участия в проекте были выбраны дети-инвалиды, обучающиеся по программе старших классов, с сохранным интеллектом, способные освоить компьютер. Немаловажное значение придавалось и обстановке в семье, ведь родителям предстоит создать условия для обучения ребенка-инвалида, кроме того, они берут на себя ответственность за дорогостоящую технику, которая является собственностью города и по трехстороннему договору передается им во временное пользование — до тех пор, пока ребенок не получит аттестат зрелости. При этом Нина Григорьевна заметила, что если выпускник школы захочет поступить в вуз, то возможно и продление срока — этот вопрос будет решаться индивидуально. Таким образом, первым этапом реализации проекта станет оснащение квартир, где живут дети-инвалиды, компьютерами, подключение к Интернет и установка необходимого пакета программ (оплачивать Интернет родителям детей-инвалидов не придется — эти средства также заложены в проекте). Второй этап — это обучение детей работе на компьютере. В этом им помогут 30 преподавателей — по одному на каждые пять учеников, а также волонтеры — старшеклассники и студенты педагогических вузов. Группы волонтеров уже сформированы и проходят специальную подготовку. Причем Н.Г. Минько отметила желание школьников Южного округа бескорыстно и добровольно помогать своим сверстникам с ограниченными возможностями осваивать компьютер: «Это говорит о том, что у нас подрастает достойная смена». На следующем этапе начнется собственно дистанционное обучение по предметам школьной программы, а контролировать этот процесс и давать консультации будут закрепленные за учениками преподаватели. Действительно, компьютер значительно расширяет возможности получения информации для любого человека. Но для инвалида, не способного самостоятельно передвигаться, компьютер — чуть ли не единственное средство общения с миром. Ведь Интернет даст ему возможность получить знания в рамках школьной программы, а также углублено изучать тот предмет, который его интересует, заниматься самообразованием и, главное, заметно расширить круг общения. Кстати, проект предусматривает не только виртуальное общение, но и вполне реальное — благодаря ребятам-добровольцам из числа старшеклассников и студентов. Как в заключение брифинга сказал Петр Павлович Бирюков, проект дистанционного обучения детей-инвалидов ЮАО только начинается, и в дальнейшем количество компьютеров у ребят с ограниченными возможностями будет расти — в соответствии с финансированием. Ведь в помощи нуждается каждый ребенок-инвалид. Анна Белокрыльцева |